В Хмелите (музей-усадьба Грибоедовых, Вяземский район) участники клуба исторического бального танца не только продемонстрировали, какими были балы в XIX веке, но и научили гостей нескольким популярным в те времена танцам.
…Кринолины, кружева и локоны, фраки и изысканные булавки. Пары неспешно шествуют, будто рисуя на лужайке перед дворцом фигуры торжественного полонеза. Танцы в дворянскую эпоху были не просто красивыми движениями под музыку. Это и ритуал, и парад, и форма общественной жизни.
Марина Анисимова, участник клуба исторического бального танца:
«В танце проходила жизнь дворян. Они общались, встречались, влюблялись».
Для Грибоедовского праздника участники клуба исторического танца «Ангаже» подготовили реконструкцию фрагмента бала XIX века. Полонез сменяется мазуркой, кадриль – гавотом. Зрители увидели и редкие танцы: экосез и редову. Специально для гостей Хмелиты – вальс на музыку Александра Грибоедова.
В репертуаре клуба «Ангаже» десятки танцев, в гардеробах – сотни нарядов, демонстрирующих смену мод в XIX веке. Как именно двигаться в том или ином танце, выясняют в дореволюционных учебниках, ведь эту «науку» в старину преподавали очень серьезно. Например, для мазурки, которая считалась самым важным танцем, существовало больше сотни схем движения.
Вадим Сухотин, участник клуба исторического бального танца:
«Мазурку танцевали импровизируя, какую фигуру сейчас будет танцевать: кавалер задавал, дама исполняла вместе с ним».
Вот в этой комнате дворца два столетия назад устраивал балы владелец усадьбы – дядя Александра Грибоедова Алексей Федорович. Принято считать, что именно хозяин имения стал прототипом Фамусова в пьесе «Горе от ума», а местом действия произведения – сама Хмелита. Иной раз в усадьбе на вечер собирались до 150 гостей, среди них были и будущие герои комедии.
Дмитрий Кузьменко, старший научный сотрудник музея-заповедника «Хмелита»:
«Те, кто ожидал своей очереди на танцах, те, как правило, уходили в голубую гостиную, где рассуждали о «вольтерах», о «материях важных» – это опять же из комедии «Горе от ума» – или ожидали своей очереди на прекрасной парковой лестнице».
Вместе с московскими танцорами гости праздника научились нескольким популярным во времена Грибоедова танцам, в том числе озорной польке-тройке. Она особенно нравилась дамам, ведь позволяла танцевать каждой, даже при дефиците кавалеров.