Федеральная антимонопольная служба обсуждает идею введения налога на добавленную стоимость на покупки в иностранных интернет-магазинах. По задумке заинтересованных ведомств эта мера в комплексе с другими, которые тоже обсуждаются, призвана выровнять условия работы между российскими и зарубежными площадками онлайн-торговли.
На введение НДС на покупки в интернет-магазинах очень рассчитывают в Госдуме и в финансовом блоке правительства. Как заявлял в конце прошлого года глава комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров в случае непринятия закона о введении налога на онлайн-покупки федеральный бюджета на 2017-2019 годы потеряет почти 300 млрд рублей.
Опрошенные «МК» эксперты раскритиковали эту идею и предупредили, что в случае введения налога товары в иностранных интернет-магазинах подорожают, а некоторые площадки и вовсе перестанут работать в России, что будет выгодно для российских производителей, но ударит по карманам потребителей. Например, старший юрист BGP Litigation Денис Савин ставит под сомнение, что налоговое нововведение позволит увеличить поступления российской казны.
«Обложение НДС покупки товаров российскими покупателями у зарубежных интернет-ритейлеров может привести к увеличению стоимости товаров в зарубежных интернет-магазинах для российских покупателей – физических лиц и уравнению стоимости товаров в российских и иностранных интернет-магазинах. Сегодня же иностранные интернет-ритейлеры имеют «преимущество» перед к российскими, выраженное в более низкой цене на товары. В том числе по этой причине сегодня российские покупатели отдают предпочтение именно зарубежным интернет-продавцам. Таким образом, покупки у зарубежных продавцов потеряют актуальность у россиян, соответственно, казна желаемых доходов не получит, — полагает эксперт.
В свою очередь, заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова менее пессимистична в своих прогнозах и считает, что если закон будет принят товары в зарубежных интернет-магазинах подорожают минимум на 18%. Однако если для потребителя это финансовые потери, то российский производитель только выиграет: сейчас товары отечественного производства не могут конкурировать, например, с китайскими, более дешевыми и зачастую качественными. Эксперт приводит в пример производство товаров для детей, которое в России почти не представлено. По ее словам, сегодня монополист на этом рынке Китай. Для отечественных же производителей ограничены и каналы сбыта: большинство родителей покупают товары для ребенка в интернет-магазинах. После введения равного налогообложения российские и иностранные интернет-магазины уровняются в условиях.