Символы домашнего очага и семейного чаепития. В культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась выставка самоваров XIX и XX веков. Это экспонаты из фондов смоленского музея-заповедника.
…«Рюмка», «репка» и даже «дуля» – фасоны самоваров менялись от эпохи к эпохе. Каждый из 50 самоваров, представленных на выставке, имеет свой неповторимый облик: от малюток на один стакан до нескольковедерных великанов. Круглые, как правило, угольные. При их растопке используют сапог. Вытянутые закипают на дровах, шишках или керосине. Экспозиция дополнена графическими работами художника Веры Самариной, которая с удовольствием рисует свой старинный посеребренный самовар в форме яйца.
Вера Самарина, заслуженный художник РФ:
«В этом такая красота: в этой патине, которая есть, в этом блеске, или в рисуночке тоненьком, ручечке завитой. Я считаю, что это здорово. Это делали люди руками!»
Однако даже в XXI веке самовары это не только экспонаты. Кирилл Соловьев свой самовар ласково называет «Петровичем» и часто берет на чаепитие на природе. Он топит его березовыми щепками и берестой.
Кирилл Соловьев, любитель самоваров:
«Делаем такую «скруточку» из бересты, аккуратненько ее туда вставляем, чтобы он у нас весь прогорал. И можно загрузить более крупные дровишки».
Дровяные самовары поджигаются через подтопник. «Петрович» рассчитан на три литра и при правильной растопке закипает за пятнадцать минут и дает об этом знать сначала посвистыванием, а затем и шипеньем.
Чай из самовара кажется вкуснее. Считается, что вода, вскипяченная в его недрах, становится мягче. Долгое время самовар поддерживает воду и заварку горячими.
Кирилл Соловьев, любитель самоваров:
«Чай можно заварить и в чайнике, а самовар это такой сакральный акт. Это как японская чайная церемония, но русская».
Девятнадцатый век был «золотым» столетием русского самовара, когда каждая фабрика стремилась придумать свой, непохожий на остальные – из меди, латуни и даже серебра. Самовары вошли в каждый дом и стали неотъемлемой чертой русского быта.