«Роснефть» может не успеть подготовиться к введению стандарта евро-5, считают эксперты. Тогда рынку может угрожать дефицит топлива
С 1 января 2016 года на всех российских заправках будет продаваться автомобильное топливо исключительно европейского экологического стандарта евро-5. Оборот евро-4, доля которого на бензиновом рынке России составляет, по разным оценкам, от 15 до 22 процентов, будет запрещен. По словам экспертов, единственная нефтяная компания, которая может не успеть провести необходимую модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), — это государственная «Роснефть». В этом случае автомобилистам угрожает не только нехватка топлива, но и рост цен на бензин. Правда, в самой компании уверяют, что сделают все возможное, чтобы не допустить этого.
Как Россия меняет стандарты
Смена экологических стандартов в России происходит примерно с десятилетним запозданием по сравнению с Европой. Так, ныне действующий в стране стандарт евро-4 был введен в России в 2014 году, в ЕС — в 2005-м (прекратил действовать уже в 2009 году). Предыдущий стандарт — евро-3 — действовал в европейских странах с 1999 по 2005 годы, в России — с 2011 — по 2014-й. Стандарт топлива евро-5 был введен в странах Европейского Cоюза в 2009 году.
Россия планировала переключиться на евро-5 с 1 января 2016 года. Затем участники рынка и профильные ведомства начали активно обсуждать возможный перенос сроков на год. Нефтеперерабатывающие мощности были не готовы к тому, чтобы производить в достаточном объеме топливо нового стандарта. Однако в этом месяце стало известно о том, что переноса сроков не будет: соответствующее решение было принято на совещании у курирующего ТЭК вице-премьера Аркадия Дворковича.
Другие приоритеты?
Как говорит президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша, к введению нового техрегламента, запрещающего оборот в России топлива стандарта евро-4, уже сегодня готовы все российские нефтяные компании за исключением одной — «Роснефти». «Большинство российских НПЗ готовы к полному переходу на евро-5, — подтверждает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, — проблемными остаются Куйбышевский, Туапсинский, Ангарский, Сызранский, Ачинский и Комсомольский НПЗ (принадлежат «Роснефти». — Ред.)».
По словам экспертов, причина заключается в том, что на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей у «Роснефти» не хватает денег. «Соседи, например, на Дальнем Востоке отлично справились с этой задачей — Хабаровский НПЗ группы «Альянс», в отличие от Комсомольского, закончил свою модернизацию», — рассказывает Крутихин. По его словам, у госкомпании «были иные стратегические приоритеты — приобретение активов — нужно не нужно, покупались компании на заемные средства (только на покупку ТНК-ВР компания заняла в иностранных банках 31 миллиард долларов. — Ред.)». Евгений Аркуша добавляет, что еще одной причиной нехватки средств и остановки работ по модернизации на заводах «Роснефти» являются санкции и отсутствие доступа к кредитным ресурсам.
В самой «Роснефти» не стали комментировать положение дел на каждом конкретном нефтеперерабатывающем заводе. Представитель компании лишь сообщил DW, что большая часть ее продукции уже соответствует стандарту евро-5, а к 1 января 2016 года «Роснефть» полностью перейдет на выпуск бензинов этого класса.
Угроза дефицита и роста цен
Как заявил собеседник DW, «компания делает все зависящие от нее шаги по недопущению дефицита продукции и существенных ценовых колебаний». Эксперты между тем высказывают определенные опасения. Доля топлива стандарта евро-4 в России, по разным оценкам, составляет сегодня 15-22 процента, остальное — это уже евро-5 (компании начали его производить и добровольно продавать до вступления в силу техрегламента). С одной стороны, как говорит управляющий директор Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Павел Строков, «предстоит заместить всего около 15 процентов, что представляется выполнимой задачей».
С другой стороны, как отмечает глава РТС со ссылкой на данные Минэнерго, дефицит может составить от 900 тысяч до 2,5 миллиона тонн топлива. «Это существенно. Потребляемый объем у нас около 35 миллионов», — говорит Евгений Аркуша. По словам эксперта, восполнить нехватку можно будет двумя способами: полностью закрыть экспорт, что крайне нежелательно и плохо реализуемо, или возложить надежду на «ЛУКОЙЛ», в планах которого — ввести новую установку в Нижнем Новгороде, которая будет давать 1 миллион тонн в год.
В случае, если на рынке возникнет дефицит, это в первую очередь коснется российской периферии. Михаил Крутихин называет Самарскую область и частично Краснодарский край. А вот цены на бензин, судя по всему, вырастут на заправках по всей России. «Таков закон нарушения баланса спроса и предложения», — констатирует Евгений Аркуша. Если рынок почувствует нехватку топлива, цены будут расти активнее, чем в этом году, когда ситуация на бензиновом рынке более-менее стабильна. «Хотя, конечно, и в текущем году подорожание будет, как минимум в пределах инфляции (Минэкономразвития дает прогноз около 11,9 процента. — Ред.)», — заключает эксперт.
Санкции не помеха: нефтяники ЕС расширяют партнерство с Россией