В культурно-выставочном центре Смоленска открылась выставка вяземского живописца Владимира Чайки. Многим не только на Смоленщине, но и в стране, он известен как основатель искусства «bonart», позитивного искусства без черных красок. Однако пришедшие на выставку узнали его творчество совершенно с иной стороны.
…От Вязьмы до Африки проехал художник Владимир Чайка. Из каждого путешествия он привозил живописные этюды, на которых запечатлел восхищение чудесами природы и других цивилизаций. Самые отдаленные точки пленэра вяземского художника – Кения и Занзибар, где на биеннале восточно-африканского искусства Владимир Чайка был единственным представителем из России. Своими путешествиями, перенесенными на холст, художник попытался переосмыслить привычное направление реализма.
Владимир Чайка, художник:
«Казалось бы, реализм уже исчерпан, это есть некое возвращение в прошлое, это ведь все-таки дань традиции. Чтобы не потерять в реализме какую-то свежесть, какую-то новизну, интереса художника к реализму – может быть, надо найти какую-то его новую грань».
В родной Вязьме Владимир Чайка пытается сохранить богатое архитектурное наследие города: как краевед выясняет историю старинных построек и добивается присвоения зданиям особого статуса, как художник – фиксирует уходящие пейзажи старины.
Путешествуя по России, он тоже запечатлевает исчезающую атмосферу маленьких провинциальных городов. На выставке Владимир Чайка представил несколько этюдов из Тутаева, в том числе со старинным жилым домом.
Владимир Чайка, художник:
«Он покосившийся, со своим характером. Здесь нет ни одной прямой линии. Он как живой организм. И поскольку он древний, он напоминает мамонта».
Владимир Чайка уверен, что иногда несколько картин могут быть более документальны, чем сотни фотографий.
Вместе с живописными работами Владимира Чайки на выставке можно увидеть и скульптуры работы Константина Пастернака.