Одежду древних смолянок стремятся воссоздать юные портнихи смоленского дворца творчества. Участницы театра моды «Алёнушка» шьют рубахи и платья, реконструируя древние выкройки и орнаменты. В отличие от костюмов XVIII – XIX веков, внешний вид которых хорошо известен и изучен, одежда XII века не сохранилась до наших дней. И историки, опираясь на крупицы дошедшей до нас информации, только предполагают, какой она могла быть.
…Стежок за стежком – льняные домотканые полотнища становятся рубахами, а нити сплетаются в тесьму. Перед участницами театра моды «Алёнушка» нетривиальная и трудная задача – создать костюмы, которые бы максимально напоминали одежду смолянок XII века. Для этого девочки освоили старинные швы.
Анастасия Ковалева, участница театра моды «Алёнушка»:
«Этот шов называется подшивочным. Заворачиваем внутрь, сбоку цепляем и прошиваем».
Пояса, важный атрибут славянского костюма, плетут также в древних техниках – на пальцах или на берде, сконструированной по музейным образцам.
Елена Леднёва, руководитель театра моды «Алёнушка»:
«Достаточно просто. Самое сложное – натянуть эти нити».
Вдохновитель проекта – руководитель театра моды художник Елена Леднёва – с детства увлечена народной культурой. Чтобы понять, каким мог быть крой древних одежд, Елена Константиновна долго изучала музейные экспонаты и исследования археологов.
Для театра моды это не первый опыт реконструкции исторического костюма. Несколько лет назад они создали коллекцию крестьянских костюмов XVIII – XIX веков.
Елена Леднёва, руководитель театра моды «Алёнушка»:
«Еще один костюм, яркий представитель Смоленской области – андорак с кабатом. Андорак это юбка, присобранная на поясе, кабат – это лиф».
Двенадцать костюмов представляют разные регионы Смоленщины. Девочки скрупулезно повторили аутентичные крой, узоры вышивки и кружев. В отличие от современных коллекций, эту «алёнушки» показывали на публике почти сотню раз. А вот и примерка первого готового костюма в стиле XII века. Характерные штрихи одежды той эпохи – длинные рукава, клинообразные вставки по бокам, множество поясов, охраняющих от несчастий. Поверх рубахи надевалось платье. Замужние женщины закрывали волосы платами.
Елена Леднёва, руководитель театра моды «Алёнушка»:
«Если холодно, она могла укрыться этим платом. Если было достаточно жарко, или она работала, то сзади он мог просто либо подвернуться, либо вот таким образом – чтобы он не мешал».
Как и для современного костюма, для исторического подбираются аксессуары, тоже характерные для того времени – бусы, украшение из бересты или повязка с височными кольцами. Сокровище юных портних – 150-летний отрез ткани. Из него будет сшит главный костюм коллекции.