Главная » Экономика » Налоговый маневр просят поставить на паузу

Налоговый маневр просят поставить на паузу

В преддверии второго чтения законопроекта, завершающего проведение налогового маневра в нефтяной отрасли, целый ряд независимых нефтеперерабатывающих предприятий обратились в правительство с предложением отсрочить повышение налогов для тех компаний, которые несколько лет назад запустили модернизацию своих производств и теперь находятся в стадии возврата кредитов. Независимые эксперты считают, что в позиции этих компаний есть логика, к которой стоит прислушаться. В противном случае под угрозой может оказаться не только модернизация отечественной нефтепереработки, но и социальная стабильность целого ряда регионов страны.

Государственная Дума 5 июля приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс и закон «О таможенном тарифе», которые включают «зеленый свет» для завершения налогового маневра в нефтяной отрасли. Его смысл заключается в том, что экспортная пошлина на нефть будет снижаться с нынешних 30% на 5 процентных пунктов в год в течение шести лет, начиная с 2019 года. Одновременно будет повышаться НДПИ на нефть, но в течение только трех лет, по 2021 год. Кроме того, чтобы предотвратить рост внутренних цен на нефтепродукты или возникновение дефицита, маневр предусматривает обратный акциз на нефть, поставляемую на переработку, и демпфирующий акциз на нефтепродукты, учитывающий выгодность экспорта.

Второе чтение законопроектов, предполагающее рассмотрение поправок к ним, предварительно намечено на 9 июля. Однако, как нам стало известно, в его преддверии несколько независимых предприятий отрасли обратились в правительство, к премьер-министру Медведеву, первому вице-премьеру и министру финансов Антону Силуанову с призывом сделать исключения из нового налогового закона, предоставив модернизируемым предприятиям отрасли льготный период для того, чтобы у заводов было время завершить создание современных производств и рассчитаться с кредитами.

Как пишет агентство Regnum, среди авторов обращений, в частности, значатся АО «ФортеИнвест» (оно является акционером завода «Орскнефтеоргсинтез») и АО «Адамас» (акционер Краснодарского завода). Эти предприятия являются ключевыми для своих регионов, давая территориям рабочие места и платя налоги в местные бюджеты.

Авторы обращений указывают на то, что повышение налогов в нынешних условиях станет губительным для большинства независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые несколько лет назад, на волне объявленной правительством модернизации производства, взяли кредиты на создание современной нефтепереработки. Вводимый налоговый маневр фактически лишает их возможности эти кредиты обслуживать. А в случае закрытия заводов рынку не только угрожает монополизация со стороны вертикально интегрированных компаний, но можно ожидать и важных социальных проблем.

НПЗ, оказавшиеся под ударом новых фискальных правил, во многих случаях градообразующие: это крупные плательщики налогов в региональные бюджеты, за счёт которых живут многотысячные города. «Ковровое» введение маневра грозит вызвать рост социальной напряженности в небольших городах, кроме того, возникнут незапланированные проблемы и у банков-кредиторов, ставящие под вопрос стабильность финансового рынка.

Независимые производители нефтепродуктов ставят вопрос и о ценах на топливо — коллапс независимых предприятий может вызвать очередной всплеск цен на рынке, и не до конца понятно, как это отразится на социальной стабильности в целом по стране. Во всяком случае, недавнее, майские, повышение цен на бензин вызвало настолько острую реакцию населения, что проблема решалась на уровне главы государства.

Владимир Пейсатый, аналитик ООО «Аналитического центра «Сэлсбери», согласен с тем, что дальнейшее снижение маржинальности независимых АЗС ведет к ухудшению общей ситуации с нефтепродуктами и их потреблением. «АЗС уже сейчас массово не доливают топливо, разбавляют его другим, низкооктановым или вообще не топливом, поэтому введение налогового маневра приведет к тому, что их услугами просто не будут пользоваться. Разорение большинства точек приведет к потере рабочих мест и дальнейшему трудоустройству уже на заправках нефтяных гигантов», — говорит эксперт.

А главное, по его мнению, общее понижение количества независимых АЗС, как отдельных налоговых агентов, скажется на региональных доходах, поэтому можно спрогнозировать некоторое увеличение доходов федерального бюджета и уменьшение региональных в этом году. «Уже со следующего года риски налогового маневра будут увеличены из-за монополизации рынка, поскольку реальное давление на крупный бизнес у ФНС и ФАС довольно ограничено, тот и так платит существенную часть поступлений в бюджет, поэтому обижать претензиями за повышение цен на 2-3% сверх рыночных, никого не будут», — предупреждает эксперт.

«Налог в нефтяной отрасли, который правительство видимо уже больше не могло откладывать, в идеальном понимании с точки зрения руководства страны должен обеспечить бОльшую наполняемость бюджета за счет поэтапного роста НДПИ, и как следствие должен мотивировать производителей больше перерабатывать внутри страны и поддерживать наполняемость рынка высокачественным бензином – на последнее сделан расчет за счет предоставления дополнительных льгот и поблажек для тех кто решил вложиться или поддерживать модернизацию мощностей, — поясняет аналитик ИК АЛОР Алексей Антонов, — Но это в идеале, но по факту мы, скорее всего, получим обратный эффект так как в первую очередь маневр в отрасли существенно увеличит издержки нефтяников и приведет к укрупнению сильнейших игроков и медленному умиранию независимых компаний.

По словам аналитика, под самый большой удар попадают крупнейшие работодатели в небольших городах, где эти предприятия являются чуть ли не градообразующими. «Из-за того, что они будут вынуждены повышать свои расходы и при этом зачастую искусственно сдерживать отпускные цены, они не смогут расплачиваться по кредитам, а это уже последствия посерьезнее – как следствие они будут меньше отчислять налогов в местные бюджеты и гасить собственные задолженности перед банками. В результате мы получим снижение производительности труда, переход на неполный рабочий день или массовые сокращения», — делает вывод Антонов.

По его словам, вместо заполнения рынка качественным бензином в результате можно получить его еще больший недостаток и неизбежный виток нового роста конечных цен на бензин. «А пострадавшими, как всегда, окажутся рядовые покупатели бензина, которые, кстати еще могут и остаться без работы из-за сокращений издержек со стороны ряда НПЗ. Соответственно, желание наполнить бюджет за счет нефтяников может в итоге привести к новому коллапсу на рынке и снижению доходов бюджета», — считает эксперт.

Он поясняет, что средние и мелкие независимые региональные НПЗ являются пока еще надежным работодателе почти для 23 тыс работников по стране. «Резкое сворачивание ими деятельности приведет, разумеется, к социальной напряженности и снижению уровня жизни, фактически города зависимые от занятости в нефтяной отрасли рискую стать экономически неэффективными и давать негативный результат в общий зачет статистики по оценке экономического развития страны», — считает Алексей Антонов.

Читайте наши новости первыми — добавьте «МК» в любимые источники.

Источник

Автор: МК

ООО «Агентство МК» - служба распространения ИД «Московский комсомолец».

Комментировать

Ваш email не будет опубликован. Обязательно к заполнению *

*